Skip to main content

Как отважные комсомолки проучили «асов Люфтваффе»

Весеннее небо над Кубанью в 1943 году повидало уже немало драматических эпизодов. Воздушное сражение за господство в воздухе было в разгаре. Противник - опытный и чрезвычайно искушенный в своем деле. Советским пилотам приходилось работать буквально на пределе человеческих сил. Но даже в этих условиях случалось нечто «из ряда вон», что вызывало сомнения у командования всех уровней, с запросами об обстоятельствах произошедшего. Именно такой подвиг совершили летчицы – комсомолки 587-го ближнебомбардировочного авиаполка имени Марины Расковой. В реальность подобного исхода воздушного боя в штабе фронта не поверили. Но наши девушки действительно совершили невероятное! Впрочем – обо всем по порядку…


В уцелевшем крыле здания школы станицы Выселки в майские дни звенели воинские команды, непривычно для уха обывателя отдаваемые девичьими голосами. Красавицы – словно на подбор, все в офицерских званиях, с блестящими звездочками на погонах. У некоторых уже красовались на груди не только медали, но и ордена. Их авиаполк успел принять активное участие в боях за Сталинград, после чего был переброшен на Северо-Кавказский фронт. Наземным войскам требовалась поддержка авиационных частей при прорыве «Голубой линии».

Надсадно ревя двигателями с ближайшего летного поля, поднимались в небо двухмоторные ПЕ-2. Они проходили над Кореновской и Динской, набирая высоту и выстраиваясь в боевой порядок «девяткой». Три ударных звена, по три самолета в каждом. Таких раньше местным жителям видеть не доводилось: пикирующие бомбардировщики конструктора Петлякова имели «раздвоенный» хвост, позволявший эффективно защищать заднюю полусферу. К ним пристраивались истребители сопровождения, и вся группа уходила на запад.

В последнюю декаду мая красноармейцы ожесточенно дрались за обладание укрепленным районом в предместьях станицы Киевской. Вылеты осуществлялись по фактической погоде. Точными ударами «пешки» уничтожали позиции вражеской артиллерии, чем способствовали продвижению нашей пехоты в районе Мелеховская. При этом «внизу» вряд ли кто-то догадывался, что пилотируют эту мощную технику с красными звездами на фюзеляже отважные советские девушки.

Неприятель стал спешно стягивать к месту прорыва не только наземные, но и воздушные силы. Однако несколько дней над полем боя преобладал грозовой фронт. Полк томился в ожидании летной погоды. На начало лета метеорологическая служба авиакорпуса пообещала «окно». Никто тогда не знал, что Люфтваффе готовится встретить наших девчат «сюрпризом» - новой тактической заготовкой.

2 июня 1943 года. Над Выселковской школой пронесся сигнал боевой тревоги, взвилась ракета. Эскадрилья поднялась в воздух. Каждый «Петляков» нес по 1000 кг бомбовой нагрузки. «Девятку» бомбардировщиков вела в бой самая опытная летчица – капитан Евгения Тимофеева. Командиры звеньев были ей под стать: Мария Долина и Ольга Шолохова. Обе прошли боевое крещение в небе над Сталинградом. С такими можно «и в огонь, и в воду». Ведомые заняли свои места в боевых порядках, демонстрируя похвальную слетанность. Экипажи получили оповещение от синоптиков о том, что в районе цели (высота 121 западнее Киевской) формируется мощная грозовая облачность, видимость снижается до 600 метров. Тимофеева спокойно ответила, что задача будет выполнена.

Приближалась линия фронта, чуть выше пристроились наши истребители сопровождения, вся группа подходила к указанному району над облаками. Как только перелетели на территорию противника, подоспели вражеские перехватчики - «фоке-вульфы» FW-190. «Сталинские соколы» устремились им навстречу, завертелась привычная карусель воздушного боя. Тем временем бомбардировщики нырнули под кромку облаков и остались одни. Штурман эскадрильи Валентина Кравченко уверенно направила группу на цель. Смертоносный груз посыпался на головы врага.

И в этот момент в наушниках раздалось непривычное для уха любого летчика слово: «ЗАСАДА!». На девятку советских «пешек» обрушились одновременно восемь «мессершмиттов» Bf 109! Нападение противников было четко спланировано. Они поджидали ниже кромки облаков и атаковали стороны хвоста, зная, что сейчас бомбардировщики наиболее уязвимы, поскольку не смогут маневрировать при заходе на цель. Штурманы в эти секунды приникают к бомбовым прицелам. Они не имеют возможности вести огонь из крупнокалиберного пулемета. А у стрелка - радиста пулемет обычный и обширная «мертвая зона» именно в хвостовой части машины. Казалось, что через мгновение «асы Геринга» получат очередную легкую добычу. Но жертва оказалась хищникам не по зубам!

Из боевого донесения штаба 587 ББАП:
«…Внезапно из облаков появились восемь «мессершмиттов». Они яростно атакуют, пытаясь разогнать строй наших бомбардировщиков и тем самым нарушить систему огня всей группы.
Загорелся самолет Маши Долиной. Командир звена Оля Шолохова тяжело ранена в голову, но на одном моторе продолжает вести машину. На поврежденных, трудно управляемых самолетах продолжают полет в строю Катя Федотова, Тоня Скобликова и Маша Кириллова. Три истребителя противника одновременно атакуют экипаж Ани Язовской. Самолет получает серьезные повреждения.

Но воздушные бойцы мужественно отбивают атаки истребителей и остаются в строю. Штурманы и стрелки-радисты ведут меткий перекрестный огонь, сбивают четыре истребителя противника. В этом бою особенно отличились штурманы Аня Кезина, Саша Вотинцева, Галя Турабелидзе, Галя Джунковская и стрелки-радисты этих экипажей. Несмотря на сложность обстановки, эскадрилья Тимофеевой метко поразила цель.

Летчицы Маша Долина, Тоня Скобликова, Катя Федотова и Оля Шолохова посадили свои поврежденные самолеты у линии фронта, а Аня Язовская дотянула до аэродрома. Все пять летчиц сохранили жизнь своим экипажам, а четверым из них удалось спасти и самолеты.

Этот воздушный бой закончился успешно только благодаря высокой дисциплине и отличной слетанности, умелому маневрированию, стойкости и смелости летного состава и прекрасным волевым качествам Тимофеевой, умело командовавшей во время боя… »
(Екатерина Мигунова, начальник оперативного отдела штаба, схема воздушного боя 2.06.43 прилагается)

Противник явно не ожидал встретить столь организованный отпор. Потеряв половину своих самолетов в яростной перестрелке, враги поспешили убраться восвояси. Решительные действия экипажей женского бомбардировочного авиаполка были оценены по достоинству: все участницы боя были представлены к наградам. Но командование 223-й бомбардировочной авиадивизии, в составе которой воевал полк, в такой успех поверило не сразу. Поступил запрос о подробностях вылета. У наземных служб потребовали «подтверждения сбитых». Командиры экипажей описывали обстоятельства, каждая со своего места в боевом строю.

Из рапорта Марии Долиной, командира звена:
«…кончаются патроны, пулемет штурмана умолкает, я иду со снижением. Один истребитель противника нагнал нас и подошел слева вплотную. Было отчетливо видно лицо летчика. Он поднял руку и сначала показал один, потом два пальца. Я не поняла фашиста. Только потом мне объяснили, что это был вопрос: «Как тебя сбить: за одну атаку или за две?» Тут же я почувствовала удар по самолету. Теперь горели оба мотора. Снова атака. Штурман Галя Джунковская, не раздумывая, начала отстреливаться сигнальными ракетами. К нашему удивлению, эффект получился неплохой. Противник был ошеломлен «новым средством борьбы» и уже не решался больше к нам подходить. Еще несколько выстрелов, и истребители противника отстали…»

Когда, наконец, все подтвердилось, настало время триумфа. Все понимали, что не только благодарностей, но даже медалей за такой подвиг будет недостаточно. Военный Совет Северо-Кавказского фронта не поскупился, и бесстрашных девушек наградили орденами. В полк прибыли военные корреспонденты. Последовала серия публикаций в печати, фотоочерки. За период весенне-летней кампании в ходе Битвы за Кавказ экипажи полка произвели 180 боевых вылетов. А в сентябре 1943 года полку имени Марины Расковой было присвоено звание 125-го гвардейского!

Отважные девчата прошли всю войну, до самой Победы. Их «пешки» принимали участие во всех крупнейших сражениях. В июле 1944 года за отличия в боях при форсировании реки Березины и при освобождении города Борисова полку присвоено почетное наименование «Борисовский». В 1945 году за образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом доблесть и мужество при овладении городом Инстербургом и городом-крепостью Пиллау полк награжден орденами Кутузова и Суворова III степени. В общей сложности за годы Великой Отечественной войны его бесстрашные летчицы успешно совершили 1134 боевых вылета. Пять летчиц полка - Н. Н. Федутенко, К. Я. Фомичева, М. И. Долина, А. Л. Зубкова и Г. И. Джунковская - были удостоены звания Героя Советского Союза. Последний свой боевой вылет полк совершил 8 мая 1945 года.

Евгений Громыко.

pegi12.jpg