Skip to main content


Ветераны Кореновского района: Николай Васильевич Орëл


 |  Общество

Николай Васильевич Орёл пошёл на фронт 17-летним юношей. Спустя годы, его воспоминания о событиях Великой Отечественной войны обрываются, помнит он в основном о самых страшных или о самых трогательных моментах.

Как приезжали к ним на фронт агитбригады с песнями, танцами и частушками.

- Нас, фронтовиков, хоть мы и были молодыми, очень почитали, - рассказал нам Николай Васильевич.

Его любимой песней была в то время и остаётся по сей день «Катюша». По нашей просьбе он даже исполнил один из куплетов – на сайте «Кореновских вестей» можно посмотреть видео. Голос у ветерана до сих пор остаётся звонким, а в юности, когда он радовал друзей и соседей игрой на гармони, ему прочили будущее артиста. Но не мечта детства стать певцом заставляла его петь в перерывах между боями:

- Чтобы подбадриваться, подбадривать солдат… Командир говорит: «А ну-ка, запоём!» Мы отвечали: «Запоём!», - вспоминает Николай Орёл.

Как его ждала мама с фронта.

Николай Орёл – единственный ребёнок в семье. Провожая юного сына на фронт, мама молилась. И продолжала молиться до тех пор, пока не прилетела счастливая весточка.

- Какая маме радость пришла, когда ей ночью сообщили: «Коля живой, бабушка, не плачь. Он скоро придёт»! И я пришёл. Прямо на работу к ней. Мамочка встретила меня, - рассказывает нам с детской улыбкой на лице Николай Васильевич.

Как воевал с бандеровцами.

Большую часть службы Николай Васильевич провёл в артиллерийских войсках. Борьба с фашистской Германией на территории Западной Украины была на самом деле борьбой со всем фашизмом, вне зависимости от нации. И опасность для советского солдата исходила даже от миловидных местных девушек.

- Женщины пекли хлеб, добавляли в него отраву и угощали наших солдат. Сегодня скушал – завтра тебя уже нету. Вся еда была травлёная. Сколько наших ребят вот так погибло! А у меня как-то душа не принимала это всё, - рассказывает Николай Орёл.

Неприятно ему вспоминать о тех зверствах, которые творили фашисты по отношению к советским воинам – и женщинам, и мужчинам. «Из-за угла били с автоматов, пулемётов» - единственное, что мы можем привести из его воспоминаний, остальное просто не поддаётся описанию.

- Тяжёлая нам досталась роль. Войска ушли вперёд, на Берлин. А нам приходилось вычищать эту нечисть. Западная Украина была той неприступной крепостью, которую также надо было взять, - рассказывает Николай Васильевич.

Во Львове, где он тогда находился, создавались объединения местных националистов.

- Это были подпольные объединения для уничтожения русского солдата, воина. Они были хорошо подготовлены. У них были подземные ходы и спрятанные под землёй бункеры. Но мы были, хоть и молодые такие, но шустрые солдаты. И девочки с нами были – настоящие военные. Все мы боролись против этой нечисти, - вспоминает Николай Васильевич.

После окончания службы он вернулся домой, в свой родной колхоз, в котором так и проработал всю жизнь. Женился, воспитал троих детей – дочерей Нину и Валентину, сына Юрия. Сейчас у ветерана уже 5 внуков и 8 правнуков.

Как относится к нынешним событиям на территории Украины.

Сын Николая Васильевича Юрий Орёл пытался как-то рассказать отцу о начале спецоперации, о том, сколько сейчас в братской стране людей, искренне почитающих фашизм. Но Николай Васильевич не хочет даже слышать об этом. Потому что не укладывается в голове ветерана такое.
Но российским офицерам, которые сейчас участвуют в спецоперации, он пожелал завершить то, что, как оказалось, не до конца удалось советским солдатам.

- Мы победили в Великой Отечественной войне за стойкость, за мужскую уверенность, - продолжает ветеран, - потому что выполняли всё, что было нужно. За нами был родной дом, родная земля, вся наша страна. Откуда в наших мужчинах эта стойкость? От присяги. Потому что присяга – это «клянусь защищать»! Я желаю нашим ребятам мужской доблести и твёрдости!

Мечта

Очень любил Николай Васильевич Орёл играть на гармошке и звонко петь, близкие прочили ему славу артиста. Любил лошадей и часами проводил с ними время. В юности мечтал стать лётчиком. Как сам с улыбкой замечает – фамилия обязывала. Но, к сожалению, высокие требования по здоровью, не позволили ему пройти медкомиссию и исполнить мечту.

- Говорят: «Вы Орёл?» Отвечаю: «Я!» «Не прошёл ты, Орёл, комиссию». Так я и попал в пехоту. Взял лопату, кирку и пошёл служить Родине. А потом уже в артиллерию перевели, - вспоминает Николай Васильевич.

А когда вернулся с войны, понял, что снова некогда ему мечтать – нужно родную кореновскую землю поднимать, помогать
матери.

Индира Пчёлка


pegi12.jpg