Skip to main content

«КОМБАТ» - символ и его реальная история

Не секрет, что в человеческом восприятии тех или иных событий решающую роль играют зачастую не факты и даже не оценочные суждения. Гораздо важнее оказываются определяющие СИМВОЛЫ ЭПОХИ.

Нынешнее отношение к ним особо значимо для молодых поколений – это указатель вектора предстоящего развития. Не зря мы наблюдаем, как на территориях бывшего СССР стараются планомерно искоренять историческую память, в первую очередь – уничтожая символы Великой Отечественной. Главным из которых, бесспорно, является знаменитый снимок военкора под названием «КОМБАТ». Командир, сделавший шаг в бессмертие, стал не просто страницей истории той войны, он стал САМОЙ ИСТОРИЕЙ. Но - обо всем по порядку.

Июль 1942 года на Луганщине стал поистине драматическим для нашей армии. Пользуясь провалом Харьковской наступательной операции РККА, гитлеровские полчища при поддержке румынских, венгерских, итальянских и словацких войск перешли в решительное контрнаступление. Создав в направлении западнее Ворошиловграда (ныне - Луганск) многократное численное превосходство при массированной артиллерийской и авиационной поддержке, противник намеревался одним мощным ударом сломить советскую оборону и вырваться на оперативный простор. На пути врага заслоном стала 4-я стрелковая дивизия.

В то раннее безоблачное утро 12 июля на пшеничном поле под городом Славяносербским, в полосе обороны 220-го стрелкового полка разгорелся жаркий бой. Когда казалось, что врагам уже удается осуществить задуманное, когда был убит командир батальона и бойцам грозило окружение, в эту решающую минуту поднялся в полный рост политрук. Выполняя свой воинский долг, с пистолетом в руке он рванулся вперед, навстречу противнику. В той контратаке политрук погиб, но батальон, который он увлек за собой, обратил неприятеля в бегство и ворвался во вражеские траншеи.
К счастью, этот эпизод запечатлел военкор. Известный советский фоторепортер, один из родоначальников советской серийной репортажной фотографии Макс Владимирович Альперт (1899-1980 гг.).

Он родился в Симферополе, а на фотографа учился в Одессе. После окончания Гражданской войны приехал в Москву и устроился фотокорреспондентом. Настоящим открытием в его творчестве стал жанр фоторепортажа — серии снимков, объединенных одной темой, одним событием.
Профессиональное мастерство, накопленное Максом Альпертом за годы работы в различных советских изданиях, оказалось востребовано, когда началась Великая Отечественная война. Будучи корреспондентом ТАСС, он часто выезжал на фронт, делал снимки, как в тылу, так и в боевой обстановке. 
Его кадр под названием «Комбат» стал одним из самых известных в летописи Второй мировой.

Энергичная фигура командира на первом плане, вырастающая на фоне бесконечного неба и кромки земли, к которой прижимаются лежащие вдалеке красноармейцы, демонстрирует готовность человека перешагнуть грань между жизнью и смертью. Если учесть обстановку, в которой сделан снимок, то становится ясно, какое мастерство требовалось от фотографа.

12 июля 1942 года, когда в бою в предместьях Ворошиловграда погиб смертью героя младший политрук 220-го стрелкового полка 4-й стрелковой дивизии 18-й армии Алексей Еременко, фотокорреспондент находился на поле боя около села Хорошее между реками Лугань и Лозовая. Он занял позицию в окопе впереди линии обороны. Прошел авианалет, затем начался артобстрел. И в тот момент, когда началась очередная атака немцев, Альперт увидел поднявшегося командира и сразу его сфотографировал. В следующее мгновение осколок разбил объектив фотоаппарата. Корреспондент посчитал, что пленка погибла и кадр утрачен безвозвратно. Вскоре он услышал, как по цепи передали: «Комбата убили». Имя и звание командира остались для автора неизвестными, но услышанное дало впоследствии повод именовать свой снимок именно так. Позже оказалось, что пленка цела. Такая удача у фотокорреспондента бывает редко.

Вот как рассказывал об этом событии очевидец, подполковник запаса Василий Севастьянович Березубчак: «…было это утром 12 июля. На нас обрушился шквальный артогонь. Первую атаку мы отбили. Но во время второй дрогнул правый фланг дивизии. Бойцы начали отходить. Мы были оглохшие, ослепшие, у многих текла из ушей кровь — полопали барабанные перепонки! Я получил приказ комдива восстановить положение, остановить солдат, ибо ситуация создалась критическая. Бегом бросился навстречу отступающим. И тут увидел Еременко. Он тоже бежал наперерез бойцам. «Стой! Стой!» — кричал он. Мы залегли. Собрали вокруг себя людей. Немного нас было, горстка. Но Еременко решил контратаковать, чтобы восстановить положение. Такое не забывается. Он поднялся во весь рост, закричал, бросился в атаку. Мы ворвались в траншеи, завязалась рукопашная. Дрались прикладами, штыками. Фашисты дрогнули, побежали. Вскоре в одной из траншей я увидел Еременко. Он медленно падал. Я подбежал к нему и понял, что в помощи младший политрук уже не нуждается… » (цит. по: Н. Ночовный. Комбат // Комсомольское знамя. — 5 апреля 1974)

А вот рассказ самого фотокорреспондента: «…Этот снимок я сделал в середине лета сорок второго года под Ворошиловградом. Для съемок облюбовал окопчик, отрытый чуть впереди обороны. Фашисты готовились к атаке. Помню, сначала налетели самолеты. Потом ударила артиллерия и вражеская пехота пошла в атаку. Разгорелся жестокий бой. Я увидел, что невдалеке поднялся во весь рост офицер. Только я успел нажать спуск камеры, как осколком разбило объектив. Думал, пленка пропала… Кто был тот офицер? Когда я возился с разбитым фотоаппаратом, по цепи пронеслось: «Комбата убили», я был уверен, что речь идет об этом офицере. Ведь он первым бросился под вражеские пули. Потому я и назвал фотографию «Комбат»…» (цит. по: М. Альперт. Беспокойная профессия. — М.: Искусство, 1962)

Первоначально этот снимок был опубликован еще во время Великой Отечественной войны, во фронтовой газете летом 1942  года. Долгое время имя офицера, запечатленного на фото, оставалось неизвестным. И только спустя 23 года, когда в канун 20-летия Победы снимок с подписью «Комбат» опубликовала главная газета Советского Союза — «Правда» и кадр обошел весь мир,  герой приобрел конкретное имя.

Он  оказался родом из маленького села Терсянка Вольнянского района Запорожской области. В 1906 году это была Екатеринославская губерния.
Вся недолгая жизнь Алексея Еременко была такой же яркой, как последний его боевой рывок. В 1925 году юный Алеша вступил в селе в комсомольскую организацию. В 1930-м – одним из первых записался в колхоз, вступил в Коммунистическую партию. Был секретарем партийной ячейки, избирался депутатом райсовета, членом райкома партии. В тридцать лет вступил в должность председателя колхоза имени Первого мая в Вольнянском районе Запорожской области. Уже к концу пятилетки вывел вверенный трудовой коллектив в число передовиков области. Трижды представлял свое хозяйство в Москве на ВДНХ (выставке достижений народного хозяйства) СССР. Выступал в числе основных докладчиков на Всесоюзном совещании работников сельского хозяйства. За выдающиеся успехи в коневодстве был удостоен высокой правительственной награды - ордена «Знак почета».

Когда началась Великая Отечественная война, Алексей Еременко добровольцем ушел на фронт, несмотря на то, что имел «бронь», и не подлежал мобилизации. В архивах военкомата сохранилось его заявление: «Прошу направить меня на фронт. Считаю себя вполне здоровым, чтобы бить фашистскую гадину…». В действующей армии стал младшим политруком, тогда это соответствовало должности заместителя командира роты (офицерские звания и погоны появятся уже после его гибели).
Для идентификации командира была проведена большая поисковая работа силами журналистов газеты «Комсомольская правда» совместно с активистами Луганской областной молодежной организации «Молодогвардеец». Узнавали в снимке многих командиров, кто-то даже опознал самого себя. В 1974 году сын героя Иван Алексеевич Еременко (в то время - председатель Орджоникидзевского райисполкома Запорожья) прислал в редакцию письмо с просьбой разыскать Макса Альперта, так как, по его мнению, на фотографии был запечатлен именно отец. В подтверждение передал ему десяток довоенных фотографий отца, чтобы можно было определить сходство.


Ошибка была недопустима, за процессом наблюдал «главный идеолог» страны – М.А. Суслов, по личному распоряжению Л.И. Брежнева. Очень кропотливые исследования проводили институт дешифровки КГБ СССР, всесоюзный научно-исследовательский институт судебно-медицинской экспертизы Минюста СССР. Помогало и Министерство обороны СССР.

Все эксперты сошлись во мнении – на фото Алексей Гордеевич Еременко. Говорят, что когда об этом доложили Брежневу, Леонид Ильич растрогался до слез и приказал: «Увековечить!». Так наша страна обрела один из главных символов своей истории.

Было решено «не размениваться на мелочи», типа марок и открыток. Возле трассы Луганск—Бахмут  перед поворотом на Славяносербск 7 мая 1980 был установлен памятник политруку, который повторяет сюжет, изображенный на фотографии. 7 500 000 (семь с половиной миллионов) советских рублей было выделено на его сооружение. Для этой цели было создано специальное строительное управление, задействовано четыреста человек. Место выбрали на возвышенности, дополнительно насыпали 25-метровый курган. Установили сотню 20-метровых свай, чтобы держали монумент.

Проект осуществил скульптор из Луганска Иван Алексеевич Чумак, он  лепил статую комбата. Прошел массу согласований на всех уровнях. Вплоть до того, что «планшет не такой». Финальные согласования были в ЦК КПСС. Затем в специальной мастерской отлили фигуру из бронзы  весом семнадцать тонн, доставили ее в Ворошиловград (Луганск). Когда устанавливали, сын героя взял на работе отпуск, дневал и ночевал на стройке. После установки монумента привез десять литров спирта, фургон закусок и устроил настоящий банкет рабочим, чтобы помянули отца и всех не вернувшихся с войны.

С тех пор минуло уже более восьмидесяти лет, но подвиг политрука Еременко по-прежнему неподвластен забвению, для многих он отзывается в сердце все тем же простым названием «КОМБАТ».

Евгений ГРОМЫКО.

pegi12.jpg