Skip to main content

Как связаны Кореновск и фильм «В бой идут одни старики...»

Всеми любимый советский фильм выходит на экраны страны в 1974 году. В этом же году Герой Советского Союза летчица Полина Герман пишет письмо своей подруге Тамаре Дубянской письмо.

Автору статьи трудно за прошедшими годами дословно вспомнить слово в слово текст этого письма, но приблизительно текст был таков: «Дорогая Тома! Смотрела фильм «В бой идут одни старики». Это про нас. Мы с Поповой перегоняли новенький самолет в Ивановскую из Саратова. Днем сели на аэродром севернее Краснодара, у станции Станичная, к истребителям. Сначала, как по фильму, нас встретили бойцы аэродромного обслуживания, важные как индюки. Но когда мы с Надей Поповой сняли куртки, а мы были при параде, все в орденах, их как ветром сдуло. Потом появились наши истребители. Нам устроили хороший ужин и большой концерт. К ночи мы улетели к Ивановской. По фильму девушки погибли, но мы остались живы. А название фильма сценаристы взяли у нашего начальника штаба Ирины Ракобольской».

А теперь подробнее. Фильм снят по сценарию Леонида Быкова (он играет там главную роль), Евгения Оноприенко и Александра Сацкого в 1973 году. «Новенький самолет из Саратова...»: девушки получали самолеты из рук трудовых коллективов, собиравших деньги, принимавших участие в сборке самолетов. Коллективы всей страны собирали средства на создание танковых колонн, летных эскадрилий, кораблей для фронта. Саратов не чужой для летчиц город. В нем началось формирование 46 легкобомбардировочного полка. Он станет гвардейским знаменитым полком «Ночных ведьм».

В Энгельсе, что напротив Саратова через Волгу, по инициативе Героя Советского Союза Марины Михайловны Расковой начался добровольный набор женщин-патриоток в авиацию.

Наряду с опытными летчицами, пришедшими из аэроклубов, летных школ Гражданского воздушного флота, являвшимися основным костяком полка, ряды его пополнялись девушками — студентками и работницами, имевшими небольшую летную практику в осоавиахимовских аэроклубах или же впервые столкнувшимися с авиационным делом. Полк сражался на различных участках фронта: в донских степях, у отрогов Кавказа, на Кубани, под Новороссийском и Севастополем, в Белоруссии, в Польше и Германии.
Легкие ночные бомбардировщики «По-2», на которых воевали летчицы, были грозой для фашистов.

Именно немцы дали прозвище нашим девчонкам - «Ночные ведьмы». И этим «ведьмам» было не более 30 лет. Двадцати трем из них присвоено звание Героя Советского Союза. Весь личный состав полка был награжден орденами и медалями. После трудных боев на Кубани, в ходе которых полк проявил высокую слаженность и боевое мастерство, ему было присвоено звание Гвардейского. За участие в освобождении Таманского полуострова он получил наименование «Таманский».

Получив новенький самолет, летчицы перегоняли его в свой полк, находившийся тогда у станицы Ивановской, что на трассе Краснодар –Новороссийск. Понятно, что не снаряженный боеприпасами легкий фанерный самолет мог быть легкой добычей для немецких истребителей у линии фронта, и девушки сочли благоразумным дождаться привычной для них темноты на знакомом аэродроме.
«У станции Станичной, севернее Краснодара»: сейчас такой станции нет - ее переименовали в Кореновскую.

Понятно, что летели они при полном параде орденов и медалей для коллективов, подаривших им самолет. И когда рядовые Кореновского аэродрома, где в это время базировался 298 истребительный полк, встретили девушек и потом пропали - сработал принцип субординации. Девушки были при офицерских погонах и при боевых орденах. Потом уже встретили их наши летчики-истребители, и имел место ужин с концертом.

Если остаются сомнения у читателя, выкладываю еще доказательства: Полина Гельман летела с Надеждой Поповой, тоже Героем Советского Союза. А Надежда Попова вышла после войны замуж за Харламова, летчика-истребителя, Героя Советского Союза, который уже будучи генерал–лейтенантом авиации стал главным военным консультантом фильма «В бой идут одни старики»...

Само название фильма действительно принадлежит начальнику штаба 46–го полка Ирине Ракобольской. Родилось это название тоже на кубанской земле, но при других обстоятельствах.
1 ноября 1943 года: кубанская земля полностью очищена от фашистских оккупантов. Немцы перебрались в Крым. Наше командование организует десантную операцию на Керченский полуостров в район поселка Эльтиген. Из воспоминаний Жени Рудневой, «ночной ведьмы» нашего полка: «Был захвачен клочок крымской земли — маленькая площадка на скалистом берегу Керченского пролива. Гитлеровцы прижали наш десант к берегу и прилагали все усилия, чтобы сбросить его в море. Но десантники зарылись в землю и не только удерживались на своем крохотном плацдарме, но постепенно расширили его вглубь.

Положение на «малой земле» было крайне трудным. Подвоз боеприпасов и продовольствия можно было организовать главным образом на самолетах. Гвардейский Таманский легкобомбардировочный полк получил от командования армии задание — помочь десантникам, сбросить им на «малую землю» мешки с продовольствием и боеприпасами. Это была сложная задача. Бомбы подвешиваются к самолету бомбодержателями, а как прикреплять мешки, чтобы их легко было сбросить? Вооруженцы с честью решили эту задачу. Они подвешивали стокилограммовые мешки под плоскостями. В мешках были мины, патроны, картофель, сухари, пресная вода. Теперь оставалось самое трудное — так точно сбрасывать груз, чтобы он не попадал в руки врага.

Единственным ориентиром на этом клочке земли служило здание школы, а задача летчицам ставилась так: «Сбросить мешки с левой (то есть южной) стороны школы». С правой стороны был противник.
Подход к цели был крайне затруднен: с одной стороны — крупнокалиберные вражеские пулеметы и прожекторы, с другой — огневая завеса с катеров.

Лететь девушкам можно было только в лютую непогоду, прижимаясь к штормовому морю под низкими дождевыми облаками. Понимая всю сложность и опасность этой задачи, Ракобольская так и сказала: «В бой идут одни «старики».

Под стариками подразумевались девушки полка, имеющие самый большой налет и опыт. Они справились с этой задачей. И Гельман, и Попова, и еще десяток девчачьих экипажей. Плацдарм в районе Эльтигена, постепенно расширяясь, простирался вдоль побережья до двух, а в глубину до семи километров.

Простых совпадений не бывает.
А сидел с южной стороны школы, у колодца, разжигая выдернутые клочки ваты из своего бушлата для «огонька» «ночным ведьмам» мой дед, Федор Анисимов, начальник штаба батальона 84 морской бригады, освобождавшей в феврале 1943 года станицу Кореновскую. Вот тогда деду и запомнились дневные схватки за единственный колодец с водой с немцами, что сидели по другую сторону школы, и бесшумные полеты наших летчиц с падающими ночью мешками с картошкой и табаком. Это все и еще память о запахе его тлеющего бушлата он пронесет через всю войну.
Вот как легендарный фильм объединил наших прославленных летчиц, морских пехотинцев и Кореновский аэродром.

Командир детского военно-
поискового отряда «1147 СП»
Эдуард Анисимов.

pegi12.jpg