Перейти к содержимому

Казачья история Кубани: начало начал

Перезимовав на Тамани, с наступлением весны запорожские казаки во главе с атаманом Захарием Чепегой спускаясь вниз по реке Кубань, выбрали места под пограничные кордоны.

9 июня 1793 года Чепега сообщает Антону Головатому, что выбрал места под войсковой город, столицу войска, под войсковую крепость и строительство куренных поселений.

Как войсковую резиденцию и прибежище бездомных казаков воздвигнут град Екатеринодар и выстроят 40 куреней под прежними их названиями в Запорожье и два новых - Екатерининский (в честь Екатерины II) и Березанский (в честь взятия казаками турецкой крепости на острове Березань).

Первыми стали строить город казаки из 15 куреней, прибывших на Тамань сухим путём. Среди них был и Кореновский (Коренивский) курень.

Потом присоединились и остальные курени. Строительство города (пока без утверждённого названия) велось куренями без плана и хаотично. Только 19 ноября 1793 года З.Чепега назначает армии поручика Данилу Волкореза городничим (без жалования) и поручает разбить город на кварталы и строить по плану.

В ноябре 1793 года Чепега даёт ордер за номером 1676-1 первому городничему Екатеринодара (назван в честь святой Екатерины).

Это толковые указания о регламентации городской жизни:
1. Разделяй град, по усмотрению вашему, на кварталы и, учредя общества квартальных, смотреть за жителями, дабы они по данному вашему плану во граде строились порядочно.
2. За промышленниками смотреть, дабы во всем были меры и весы справедливы и в продаже товары производили в самой точности, без малейшего примешательства и дороговизны (промышленники-торговцы).
3. Наблюдая и военную дисциплину, смотреть за жителями, дабы все на всякую мужеска пола взрослую душу имели мушкеты исправные и пики, были готовыми навсегда к отражению нечаянного нападения и ночью по всему граду иметь обходы и шатающихся не в своё время без дела брать в тюрьму и держать до утра, а тогда, расспросивши, ежели за ним виновности не будет, отпущать...
4. Квартальные должны каждое утро обойти свои кварталы и расспросить жителей о благополучии всякого, а также и о приезжих со стороны разных звания людях… Кто откудова, с какими билетами или без билетов.
5. Смотреть за жителями, дабы они около града стоящих лесов отнюдь не рубили, кроме на дрова валежника, также в лес и скотину не пускали, да без пастухов оных с домов не пригоняли, а учредили бы для такого скота общего пастуха, который должен гонять его на корм в степь.
Насколько ордер отражал практическую жизнь и вырабатывал определённые правила, что спустя полтора столетия я наблюдала в станице (курене) Кореновской практическое воплощение в жизнь и быт людей правил Чепеги. Сменились политические режимы, повысился уровень культуры, а рано утром хозяйки выводили своих коров на улицу, по которой двигался пастух с первыми собранными коровами и присоединяли своих бурёнок к стаду и дальше они двигались за станицу, где были отведены общественные пастбища. Вечером стадо возвращалось, хозяйки ожидали, и удивительно: коровы отделялись от стада и направлялись каждая к своей хозяйке.

Атаман Чепега лично объезжал территории, где строились курени, и проверял состояние лесов. Администрация Войска Черноморского закупала саженцы фруктовых деревьев в Крыму и бесплатно раздавала казакам, поощряя садоводство. Каждое «родючее» дерево требовали сохранять от порубки.
Заботились о здоровье и благосостоянии жителей, особенно о старых немощных и инвалидах войн. Была забота и о сохранении природы.

В Екатеринодаре построили богадельню. Особенно строго З.Чепега относился к бездельникам и нарушителям законов общежития.
6. «Приводить жителей ленивых к трудолюбию, шалунов - к благонравию, непокоряющихся - к должностному повиновению, благосклонным вашим усовещаниям, а неповинующихся из рядовых, по мере вины в обществе, паки наказывать, а об ослушниках доносить мне».
До нас дошли рапорты городничего об аресте «провинившихся за сквернословие и обитания в пьяном виде». Но пьянства не было. Казаки трудились, одновременно воевали с горцами, боролись с болезнями (особенно лихорадкой). Не до пьянок было.

Ордер Чепеги городничему Екатеринодара был первым по времени и своеобразнейшим документом о нормах культурной жизни города, который затем распространился и на организацию общественного порядка в куренях (станицах) Черноморского казачьего войска. Год спустя после начала строительства Екатеринодара, 11 ноября 1794 года, городничий Волкорез составил «Ведомость о живущих в Екатеринодаре старшинах и казаках с означением, кто какой художник и имеет ли свой дом или нет». Это была первая перепись жителей города на Кубани. Учинена 11 ноября 1794 года.

Первые жители
Не всегда города могут назвать своих первых жителей. У Екатеринодара есть подробные сведения о первых жителях-основателях нашего города: их фамилии и имена, должности, воинское звание, принадлежность к куреням (курень в Екатеринодаре – полк), о мирных ремеслах, наличии жилья (его тип).
«Жилищный фонд» новостроящегося города составлял тогда 9 домов, 75 хат и 154 землянки. 42 казака без жилья. Профессии жителей Екатеринодара:
1. хлеборобы - 71
2. пекари – 36
3. шевцы (сапожники) – 27
4. кравцы (портные) – 19
5. плотники – 11
6. ковали (кузнецы) – 7
7. резники (мясники) – 6
8. ткачи - 5
9. бондари – 3
10. гончары – 2
11. иконописцы – 2
12. музыканты – 2
13. золотарь – 1
14. священник – 1
15. дьякон – 1
16. промышляющие (охотой, рыболовством и др.) – 22
17. делающий браги – 1 (казак Титаровского куреня Семен Швыдкой, не имеет хаты) – 1.

Казачья администрация жестко наказывала «упражняющихся в пьянстве». Трудность жизни казаков в том, что они совмещали хозяйственную деятельность по преобразованию кубанских земель с военной службой – Кавказская война с горцами длилась 47 лет.

Нет времени бражничать. Кадровые военные: обер-офицеры – 27, штаб-офицеры – 5, старшины – 18. Фамилии первых поселенцев поражают необычностью и колоритностью. Есть привычные украинские фамилии: Коваленко, Шевченко, Левченко. Есть очень смешные для нашего слуха: Иван Задирака, Харитон Забыйворота, Кузьма Лихошерстый, Иван Тарахтило, Конан Машина, Василь Перебийнос, Самойло Собарня, Петро Гугля, Клим Красуля… Фамилии: Грива, Сова, Бочка, Кочерга, Блоха, Чуприна, Свичка, Спичка, Кожух, Вырвикишка…

У некоторых казаков фамилия отражает профессию: Иван Коваль – кузнец, Никифор Гончар – «делает горшки».
Всего в Екатеринодаре – 580 человек. Большинство казаков в списке – это беглые украинские крестьяне, которых принимали в казачество с отказом от своих фамилий и получали фамилии-прозвища. Для освоения Кубани не хватало рабочих рук и в казачество принимали всех.

«Ведомость» отразила и социальное неравенство казаков:
Кошовий, армии г-н бригадир и кавалер Захарий Чепега имеет свой дом.
Войсковий судия, армии г-н полковник и кавалер Антон Головатый имеет свой дом.
Войсковий писарь, армии г-н подполковник и кавалер Тимофей Котляровский имеет свой дом.
И еще 6 человек имели дома.
Куреня Шкуренского казак Петро Лобко имеет свою землянку; пахатарь хлеба.
Куреня Мышастовского казак Клим Вовк имеет землянку; хлебороб.
Прапорщик Андрей Рева имеет свою землянку. И еще 151 казак жил в землянках.
Куреня Пашковского казак Степан Лярчевский имеет свою хату; ремесло имеет шевство.
Куреня Брюховецкого казак Степан Лут имеет свою хату; умеет ткатство.
И еще 73 казака имели хаты.
А 42 казака не имели никакого жилья.Из 280 казаков, включенных в списки, только 84 имели сносные жилищные условия.

В дар запорожские казаки получили 3 млн десятин земли в 1792 году.
На этом огромном пространстве даже в 1795 г. оказалось только 25 тысяч человек. В феврале 1794 года атаман Чепега собирает в Екатеринодаре сельских атаманов, чтобы они вытянули жребий на право, где какому куреню положено быть.
Казачьи поселения назывались куренями и только в 1841 году получили название станицы. Куреней 40 и один из них Кореновский.

Казалось, что необъятные просторы кубанской земли, дарованной казакам - 3 млн десятин, буквально поглотят эту горстку людей. Но запорожцы в первый же год начали строить не только Екатеринодар, но и 40 куреней. Запорожцы старались перенести на Кубань свое устройство куреней, свои обычаи традиции Запорожской Сечи. Курень – это 30-80 дворов. В центре поселения площадь, на ней майдан (казачья рада), где решались все вопросы жизни и деятельности запорожцев. В центре церковь (в ней хранились регалии казаков, освящались дела запорожцев), магазин, правление (казачья управа).

Имущественное неравенство у казаков сложилось одновременно с образованием казачества. Кубанские казаки разделились на 3 социальные группы: зажиточное, среднее казачество и казацкая беднота. Это можно определить по жилым домам, размерам земельных наделов, обучаются ли дети в гимназиях… (обучение в прогимназиях и гимназиях платное). Большое число малограмотных казаков и особенно казачек – это беднота. Многие казаки, получив землю, не могли ее обрабатывать, так как у них не было тягловой силы. Служить в армии нужно было со своим обмундированием и конем. В документах это фиксировалось так: являются имущественные конно, а неимущие пешо. Пешо – это пехота – отсюда сформировались полки пластунов.
Хатки, покрытые соломой – это беднота, а рядом кирпичный дом – это богатые казаки. Казачьи усадьбы назывались подворьями. Дома, интерьеры жилища обычно соответствовали социальному положению казачьей семьи. В 19, 20 веках показателем социального положения казака было и место расположения дома: в центре или на окраине станицы.

Не было дружеских взаимоотношения между семьями, принадлежащими к разным социальным группам. В дома богатых бедные запросто не заходили.

Бабушка Дарья Моисеевна рассказывала, как в доме ее отца отмечались религиозные праздники. Хозяин Моисей Сергеевич отправлялся с поздравлениями в дома управленцев, казаков по своему чину. А в доме в зале прислуга накрывала стол. С определенного часа приходили гости с поздравлениями, рассаживались за столом, было много священнослужителей, ели, немного выпивали, ждали хозяина.
Появляется Моисей Сергеевич, садится за стол и обращает внимание на священников – веселеньких, красненьких: «А как сейчас пойдете к прихожанам в церкви и будете говорить, что нельзя пить, есть скоромное?!»

Они, смущенные, говорили: «Не ругайтесь, Моисей Сергеевич, не ругайтесь… Грешно не то, что в уста, а то, что из уст»… Оказывается, съел, выпил не вовремя – помолился и Бог простит этот грех, а вот когда ругаешься – грех не прощается.

В силу своих старинных преданий казаки с большим благоговением смотрели на землю как на общую кормилицу человечества. Предкам нашим она представлялась не бездушным предметом, а живым творением, которое подобно человеку, имеет свои чувства.

23 мая (10 мая по старому стилю) наши предки праздновали именины матушки-сырой земли. И в этот день поселяне не берутся ни за какую земляную работу. И казаки, воздав славу своей кормилице, брались за плуги и отдавали все свои силы ее возрождению. В тяжелых условиях постоянной военной опасности распахивались и осваивались целинные кубанские земли, вырастали новые станицы, поселки и города.
Строительный материал был на месте: дерево (дуб, акация), камыш, хворост, глина.

Жилища: невысокая турлучная хата с крышей из соломы, камыша. Пол земляной, его обновляли смесью из коровьего помета и глины – куском ткани – вихтем.
Некоторые казаки прямо босыми ногами месили глину с соломой, делали из них кирпичи, высушивали на солнечном припеке и строили саманные теплые хаты. Беднота строила землянки. В 1833 гг. Пушкин, побывавший на Кубани в 1820 и 1929 годах, пишет «Сказку о рыбаке и рыбке»: «жили они в ветхой землянке». Возникает ощущение, что это описаны доисторические времена. А дальше: «Перед нею усердные слуги; Она бьет их, за чупрун таскает».

Примечание: «чупрун, чуприна» – в старину у запорожцев и украинских казаков длинный клок волос, оставленный на бритой голове.
Значит, не доисторические времена описывает Пушкин. И землянки строили запорожцы и прически носили с чупруном.

Сказка Пушкина – это сатира на самодержавие и крепостничество. Образ старухи – это суть самодержавного правления России, переросшего в тиранию (невежество, страсть унижать, подчинять, издеваться над всеми). Пушкин считал, что в России должна править аристократия ума и таланта.
В образе старика – народ, вынужденный покориться крепостникам. В «Сказке о рыбаке и рыбке» отразилось народное отношение к тиранам: расплата пришла к старухе!

Моя дошкольница дочь Наташа постоянно просила читать сказки Пушкина. Я пытаюсь пересказать «Сказку о рыбаке и рыбке» наизусть и ошибаюсь: вместо ветхая землянка называю убогая землянка. Сразу вопрос: «Что такое «убогая»? Объясняю примитивно: в землянке один грубо сколоченный стол и широкая лавка, на которой сидят, спят…
- И больше ничего?
- Отвечаю: ничего.
- Ничего-ничего? Она обводит недоуменным взглядом комнату: и даже книжного шкафа?!
Как глубоко содержание сказок Пушкина, надо все объяснять.

Сирома: кто это?
Еще одно явление у запорожских казаков: к казачьей бедноте относилась сирома, т.е.казаки, не имеющие семьи и своего хозяйства. Они составляли 10% от всего мужского населения. В детстве я общалась с таким сиромом, жившем через улицу от нас. Взрослые называли его казак, приймак, а дети – дед Сопельняк. Это был очень старый человек, в заношенном кожухе, непонятной шапке, беззубый, но с таким добрым лицом, улыбчивый. Работал возницей. Моя бабушка рассказала, что еще до революции бездомный Сопельняк нанимался к зажиточным казакам работать. А у нашей соседки погиб в Первую мировую войну муж, и она вынуждена была нанимать работника. Так и прижился в этой семье. За это называли его приймаком.
Как-то недавно рассматривала репродукцию картины И.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Один казак на картине, весело улыбаясь, показывает рукой, вероятно, в сторону турецкого султана, грудь открыта и виден православный крест.
Я сразу сказала: так это дед Сопельняк, как я его помню до сих пор.

Из камышей - в жемчужину России

Труд запорожцев превратил Кубань с ее непроходимыми чащобами, болотами, озерами в жемчужину России.
Но природу до полного изменения не переделаешь. Вот фото 23 апреля 1938г: «Кореновская малярстанция. Выход бонификаторов на водоемы». И в 20 веке на Кубани люди умирали от малярии.

Малярия — инфекционная болезнь, переносчик — комар. Гнездовья комаров - в камышах на водоемах. Поэтому в 20 веке созданы малярстанции с отделом бонификаторов. Это специалисты по уничтожению гнездовий комаров. У них специальное оборудование, результаты наблюдений за пробуждающимися комарами в определенное время года. Выход для травли — на рассвете. Профилактике вспышек малярии придавалось большое значение.

Одним из самых распространенных растений на Кубани является камыш. С одной стороны, это место гнездовий опасных комаров, а с другой стороны, он стал строительным материалом для запорожцев. Камышом покрывали крыши, строили конюшни для лошадей, использовали в строительстве турлучных хат, плели корзины. Камыш стал негласным символом Кубани. Слово «камыш» вошло в речь казаков как слово хлеб. А с другой стороны, «камыши» стали синонимом словосочетания «глухая провинция».

Вот случай из моей жизни:
в 1987г ЦК КПСС и общество «Знание» организовали проверку подготовленности лекторов-международников в Краснодарском крае. 49 москвичей прибыли в 49 районов края и должны были прослушать лекторов вживую. После были подведены итоги. Результаты: соответствуют предъявленным требованиям к краевому лектору-международнику в крае 3 человека. Это 2 преподавателя Кубанского университета и я, из Кореновска. Нас троих пригласили в Краснодар на заседание Правления общества «Знание». Предложили выступить на заседании со своими предложениями. Привозил меня в Краснодар на заседание зав.одним из отделов райкома партии. Человек мало разговорчивый. Но когда возвращались в Кореновск, он, как бы для себя, начал повторять фразу: «Надо ж... из камышей!».
Но из «камышей» и Евгений Алехин — академик РАН, директор института Риса. Недостаток Кубани — избыток воды — стал хорошим условием для выращивания риса на Кубани. Казаки не только строили города и курени, пахали, сеяли, охраняли границы, но и разработали документ «Порядок общей пользы» (январь 1794г), регламентирующий жизнь бывших запорожских казаков уже в новом качестве...

Эльвира Сильченко.

 

pegi12.jpg