Кубанские казаки в жестоком январе 1916 года
110-летие подвига кубанских казаков в зимней Эрзерумской операции на Кавказском фронте Первой мировой войны
К январю 1916 года на Кавказском фронте сложилась напряжённая ситуация. Данный театр военных действий был ослаблен, так как Ставка считала его второстепенным. Попытка русских войск организовать совместные военные действия со странами Антанты не удалась. Ситуация усугубилась тем, что Болгария выступила на стороне Тройственного союза. Это привело к разгрому Сербии и открытию прямых поставок из Германии в Турцию артиллерии и боеприпасов. В то же время союзники России потерпели поражение в районе Дарданелл и оставили плацдармы, из-за чего Турция высвободила большие силы, которые весной 1916 года уже запланировала перебросить на Кавказский фронт для организации наступления.
Оценив обстановку, штаб Кавказской армии генерала Юденича принял решение: не дожидаясь весны упредить врага, перейти самим в наступление, несмотря 30-ти градусные морозы и снегопад. Подготовка шла в обстановке строжайшей секретности. Были заготовлены сухие дрова, теплое обмундирование и валенки, белые маскировочные накидки и чехлы на орудия. Для артиллерийских наблюдателей даже предусмотрели светозащитные очки. Юденич лично ставил задачи перед авиаотрядом по детальной разведке горных перевалов. Километры проводов связали участки фронта. Были подготовлены телеграфная, телефонная и только появившаяся радиосвязь. Метеорологическое отделение отслеживало погоду.
К началу операции армия Юденича имела в своем составе 126 пеших батальонов, 372 орудия, 208 конных сотен, 20 инженерных рот, 52 дружины ополчения общим числом в 75000 штыков. Противостоящая ей 3-я турецкая армия под командованием Махмуд Камиль-паши насчитывала 123 пехотных батальона, 122 орудия, 40 кавалерийских эскадронов и до 10 000 курдов, что суммарно давало порядка 60000 штыков. Кроме того, русские силы на Кавказе располагали разведывательной авиацией в количестве 20 самолетов, чего у турок в этот период еще не было.
Главная сложность была в том, что на пути к Эрзеруму находились сильная укрепленная позиция в Кеприкейском районе и крепость Гасан-кала. Поэтому операцию по взятию Эрзерума было решено проводить в два этапа: первый - овладение Кеприкейской позицией и крепостью Гасан-кала, второй – непосредственный штурм крепости Эрзерум. Главные удары наносили 2-й Туркестанский армейский корпус генерала Пржевальского и 1-й Кавказский армейский корпус генерала Калитина.
Турки были настолько уверены в суровой зиме и неприступных стенах своей крепости, что командующий 3-й турецкой армии Махмуд Камиль-паша и его начальник штаба полковник Гюзе с чистой совестью отбыли в отпуск. Русское командование же тайно готовилось к штурму и проводило дезинформацию противника. Было инсценировано приготовление к рождественским праздникам и новому году. Распространялись слухи, что офицеры якобы отправились в отпуска, и что разрешено офицерским женам приезжать на театр боевых действий по случаю новогодних праздников. На участке, где намечалось осуществить прорыв, производился демонстративный отвод войск — батальоны днем уводили в тыл, а под прикрытием ночи возвращали. О предстоящей операции не знали нижестоящие чины и даже Ставка, которую известили лишь незадолго до штурма. Перед операцией прифронтовая зона была перекрыта неожиданно: всех впускать, никого не выпускать. В результате штаб Кавказской армии переиграл османское командование.
Наступление на Кеприкейские позиции началось 28 декабря 1915 года (10 января 1916 г.). Вся тяжесть наступления легла на пехоту, которая затаскивала пушки в горы на руках, некоторые колонны в полном смысле слова пробивались в снежных туннелях. Казачья кавалерия спешилась и, оставив лошадей в долинах у подножия гор, присоединилась к пехотинцам. Самое активное участие в сражении приняли формирования Кубанского казачьего войска:
- 1-й Лабинский полк ККВ (пол-к Носков Александр Васильевич);
- 1-й Черноморский полк ККВ (пол-к Филиппов Петр Григорьевич);
-1-й Кавказский полк ККВ (пол-к Мигузов Дмитрий Александрович);
- 1-й Таманский полк ККВ (пол-к Перепеловский Александр Васильевич).
В этих боях кубанским казакам пришлось проявить истинную самоотверженность, поскольку их винтовки специальной конструкции не имели штыков, а потому приходилось после израсходования патронов бросаться на врага в рукопашную атаку, используя кинжалы, шашки и ружейные приклады.
Выход казачьих сотен главной ударной армейской группы в тыл турецких войск северо-восточнее Кеприкея решил исход борьбы. 3 (16) января 1916 года турецкая армия, опасаясь полного окружения, была вынуждена начать отход. При этом все делалось в спешке и туркам приходилось сжигать свои склады, чтобы они не достались русским войскам. По прошествии двух дней крепость Гасан-Кала также была занята русскими.
Турецкие войска понесли большие потери и были вынуждены укрыться в Эрзерумских фортах. После некоторого периода подготовки началась операция по взятию Эрзерума. Наступление было назначено на 29 января (11 февраля) 1916 года. А впереди манила дорога на Трапезунд!
Евгений Громыко.
Литература:
Айрапетов О. Р. Участие Российской империи в Первой мировой войне (1914—1917). — М.: Кучково поле, 2014 г.
Зайончковский А.М. Мировая война 1914–1918. — Москва: Воениздат НКО СССР, 1931 г.
Корсун Н. Г. Первая мировая война на Кавказском фронте. — Москва: Воениздат НКО СССР, 1946 г.
Масловский Е. В. Мировая война на Кавказском фронте, 1914-1917 г. —Париж, 1933 г.
