Skip to main content

Сокровища культуры краснодарского музея им. Ф. А. Коваленко


 |  Культура

В 1904 году в Екатеринодаре открылась городская картинная галерея, ныне — Краснодарский краевой художественный музей Ф. А. Коваленко – старейший на Северном Кавказе. Его основатель Федор Акимович Коваленко подарил городу свою коллекцию картин, книг и археологических ценностей.


В настоящее время фонд музея насчитывает около 13 000 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Коллекция русского искусства представлена от основных школ иконописи: новгородской, московской, северной до наиболее смелых творческих исканий 20–30-х годов ХХ века, объединенных общим названием «авангард». Особо ценные направления, представленные в коллекции музея: русский авангард, японская цветная ксилография (XVIII – сер. XIX в.), искусство Нидерландов XVI в., русская и советская живопись, а также экслибрис (XVIII–XX вв.).

Становление музея началось от небольшой галереи Ф.А. Коваленко, превратившейся в Екатеринодарскую городскую картинную галерею.

Пережив немало потрясений в годы Великой Отечественной войны, музей сумел сохранить большую часть коллекции благодаря усилиям и совместной работе сотрудников.

На сегодняшний день оба исторических здания – «Дом Шарданова» и «Екатеринодарская контора Госбанка» – сформировали единый историко-культурный центр города, а ранее скромная Екатеринодарская картинная галерея превратилась в крупнейший музей Юга России.
Давайте совершим небольшую экскурсию по музейному архиву и его коллекциям: неотъемлемой части великой сокровищницы мировой культуры.

Коллекция «Живопись рубежа веков».
Рубеж веков в искусстве являет собой образец сосуществования в России нескольких стилей одновременно. В это время еще любимы зрителями поздние передвижники. Однако появляются первые попытки художников перевернуть привычные представления об искусстве. «Золотой серединой» между уже сложившейся традицией и новейшими исканиями является творчество художников и художественных объединений, которых принято относить к культуре рубежа веков: «Голубая Роза», «Мир искусства», «Бубновый валет», «Союз русских художников».

Коллекция «Японская ксилография»
Ее собрал известный путешественник профессор Н. И. Воробьев. Большая часть этого собрания – 190 графических листов – в 20-е годы ХХ века была передана в Краснодарский художественный музей из НКВД.
В 1970-е годы учёные из Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря (г. Москва) отреставрировали листы. Именно тогда коллекция обратила на себя внимание специалистов и стала открытием для широкой публики. Выставка гравюр состоялась в Москве в рамках культурной программы Олимпиады 1980 г.

Коллекция «Зарубежное искусство»
Ядром собрания являются живописные и графические произведения, скульптура и предметы декоративно-прикладного искусства авторства выдающихся мастеров Англии, Германии, Голландии, Испании, Италии, Фландрии, Франции.
Вдохновителем и собирателем произведений европейского искусства был возглавлявший музей с 1924 года профессор Р.К. Войцик. Его главной задачей было пополнение на научной основе коллекции музея работами западно-европейских художников. В 1920-1930-е годы советское правительство проводило политику перераспределения фондов центральных музее, направляя часть из них в периферийные города. Так в Краснодарский художественный музей попали шедевры из Государственного Эрмитажа, Государственного музейного фонда, ГМИИ имени А.С.Пушкина, музея Академии художеств, Строгановского дворца и др.

Коллекция «Живопись 2-й половины ХIХ века»
Обращаясь к методу критического реализма, художники, объединившиеся в 1870 г. в Товарищество передвижных художественных выставок, стремились к правдивому изображению жизни и истории родной страны, ее природы. Выдвинутая ими программа народности искусства выразилась в изображении типических сторон и конфликтов социальной жизни, часто с критических позиций. Официальная эстетика в эти годы по-прежнему определялась Императорской Академией художеств, продолжающей традиции классицизма и романтизма.

Коллекция «Живопись XVIII начала XIX века»
Появились новые жанры (портрет, натюрморт, пейзаж), осваивались новые темы. Художники стали обращаться не только к мифологии, но и к событиям реальной действительности. Формировалась новая изобразительная система, передающая конкретность материального мира.
Этот раздел коллекции музея сформирован произведениями, поступившими в 1920-1930-е гг. из собраний Государственного музейного фонда Москвы и Ленинграда, Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа.

Коллекция «Акварель и рисунок»
Хотя Федор Акимович не собирал графику столь планомерно, как живопись, но уже в то время были сделаны первые приобретения рисунков и акварелей таких признанных мастеров как А. А. Иванов, П. П. Соколов, И. И. Шишкин, А. Н. Бенуа и некоторых других художников. Активное пополнение графической коллекции происходило в первые десятилетия ХХ века, когда из Государственной Третьяковской галереи, Московского музейного фонда в музей поступили работы В. М. Васнецова, В. Е. Маковского, В. В. Верещагина, Е. Е. Лансере и др.
Безусловным украшением музейного собрания являются два графических листа А. О. Орловского – «Автопортрет» (1806) и «Монголы» (1808). Художник бурного темперамента, романтик по натуре, Орловский в «Автопортрете» показал мятежные и страстные порывы души художника.

Коллекция «Древнерусская живопись XVI века»
В довоенное время это был один из больших и цельных разделов музейного собрания. Сегодня основную часть коллекции русской иконы составляют произведения, поступившие из Государственного Исторического музея в 1929 г., 1930 г. — это безымянные иконы, Новгородской, Московской школ и Северных писем, охватывающих период XVI -XVIII веков.
К шедеврам коллекции относятся иконы XVII в. праздничного чина: «Рождество Христово», «Сретение», «Положение во гроб», «Вход в Иерусалим», «Преображение». Они выполнены в традициях московской школы с ее изяществом и утонченностью образов при общем декоративизме и монументальности решения.

Подготовила Евгения ГРОССУ по материалам https://kovalenkomuseum.ru/

pegi12.jpg