Skip to main content

Спасение Знамени полка

Во время летнего наступления немцев в 1942 году 6-й полк очень много летал. Дневными и ночными действиями экипажи полка уничтожали авиацию противника на аэродромах Крыма и северного побережья Азовского моря, войска и технику врага непосредственно на поле боя и в пунктах сосредоточения. Летчики полка наносили удары по железнодорожным узлам и транспортным коммуникациям Крыма, уничтожали плавсредства в портах Азовского моря.

 

В составе Северо-Кавказского фронта 6 дбап уничтожал авиацию противника на аэродромах Крыма, Мариуполя, Осипенко, а также в пути следования и в пунктах сосредоточения, расположенных на подступах к Севастопольскому району обороны.

Нередко экипажам полка приходилось вылетать на разведку, чтобы определить аэродромы базирования фашистской авиации на северном побережье Азовского и Черного морей, а также коммуникаций и плавсредств противника в портах Мариуполя, Осипенко и Геническа. За этот период 6-й дбап совершил 652 самолето-вылета днем и 1104 ночью, сбросив на врага 1393 тонны авиабомб разного калибра. При этом было уничтожено 143 вражеских танка, 20 бронемашин, 117 зенитных орудий, 1031 автомобиль с грузом и живой силой противника, 38 цистерн с горючим, 5 складов, 31 пулеметную точку, 3 эшелона, 9 зенитных прожекторов, 4 катера, 149 самолетов на аэродромах и 8 сбито в воздухе. От бомбометания возникло 509 пожаров и произошло 162 взрыва, из строя было выведено 2291 солдат и офицеров. В этот же период полк потерял 70 человек личного состава и 23 самолета ДБ-3 и ДБ-ЗФ".

К 1 августа на аэродроме станицы Кореновской оставалось в строю 3 исправных самолета и 12 членов экипажей. Все летчики полка были настоящими героями. И когда в живых осталось несколько человек, если можно так сказать – полк стал полком погибших героев. На рассвете 1 августа 1942 года с аэродрома Кореновская экипаж командира полка майора Лукина Василия Ивановича совершил боевой вылет в район Кущевской. Возвращаясь после выполнения боевого задания на свой аэродром, командир полка был встревожен изменившейся ситуацией на фронте боевых действий.

На переднем крае фронта вследствие отступления Донской и Кубанской группировок советских войск между войсками 51-й и 37-й армий образовался разрыв шириной в 65 километров. В этот разрыв устремились немецкие танковые и моторизированные соединения. Они быстро двигались по шоссейным и проселочным дорогам в направлении станицы Кореновской. После приземления самолета на аэродром, майор Лукин приказал полку перебазироваться на новое место в Кызыл-Юрт, на запасной полевой аэродром. Пока его экипаж подготовил последний самолет к вылету, его загрузили ящиками со штабным имуществом. Здесь же находилось полковое Знамя.

В самолет набились красноармейцы аэродромной службы, которых в спешке забыли эвакуировать раньше. Перегруженный самолет может не взлетесь. Лукин понимал, что заставить солдат выйти из самолета, это значит обречь на плен или смерть. На взлетной полосе рвались снаряды немецкой артиллерии. Рискуя попасть в воронки от бомб и снарядов, командир полка трижды прогонял самолет по взлетной полосе, стремясь оторвать его от земли. Тем временем на аэродроме появился разведвзвод немецких солдат на мотоциклах. По широкой взлетной полосе немцы на мотоциклах гонялись за советским бомбардировщиком ДБ-3, обстреливали его из автоматов, стараясь попасть по колесам. Немцы понимали ценность этого трофея, могли догадываться, что находится внутри. Они хохотали, наблюдая за безуспешными попытками летчика поднять самолет в воздух, и были уверены, что самолет поврежден, взлететь не сможет и станет их добычей. Неимоверными усилиями в конце взлетной полосы В.И.Лукин оторвал самолет не несколько метров от земли, но хвост тянул вниз и создавал для самолета опасность перевернуться вверх шасси и врезаться в землю.

Нарушая все законы аэродинамики, летчик старался удержать перегруженный самолет в воздухе. Он понимал: еще несколько секунд и самолет рухнет на землю. На борту находились люди, полковое Знамя. В каких бы тяжелых обстоятельствах не находился полк, пока есть Знамя, полк существует, даже если в живых останется из всего личного состава один человек. Честь полка будет свята и незапятнанна. Нельзя было допустить, чтобы Знамя полка стало добычей для гитлеровцев или сгорело во время авиационной катастрофы. Положение казалось безвыходным. Лукин обернулся к солдатам. Приказал солдатам передвинуться ближе к центру. Солдаты не смогли выполнить приказ, несмотря на все свои старания. Из-за наклона днища самолета в сторону хвоста они вновь и вновь сползали к хвосту. Один из них сообразил снять ремень и, зацепив его за скобу, создал себе опору в центре. Люди ухватились друг за друга, и на мгновение им удалось задержаться в центральной части самолета. Центр тяжести сместился.

Напрягая последние силы, летчик выровнял оторвавшийся на несколько метров от земли самолет. Теперь нужно было отбиться от немецких автоматчиков. Воздушный стрелок был убит, стрелок-радист ранен. Их места заняли красноармейцы. Обстреляв опешивших немцев, самолет быстро набирал высоту.

Так в августе 1942 года было спасено Знамя 6-го ДБАП. В последующие восемь месяцев полк базировался в Кутаиси. Боевые вылеты осуществлялись ежедневно днем и в ночное время. И в каждый боевой вылет летные экипажи провожало полковое Знамя.

...Лукин был дважды представлен к званию Героя Советского Союза, но Золотые звезды так и не получил. На предложения начальства хлопотать о вручении звезд отвечал категорическим отказом: «Я воевал не ради наград». Командир полка долетает до Победы. Будет командовать строем бомбардировщиков на параде победы в Москве 1945 года. Ему доверят сброс первой водородной бомбы на ее испытаниях...

Эдуард АНИСИМОВ.

Начало: Кореновский аэродром - Севастополь: очередной подвиг летчиков

Продолжение: Кореновский аэродром - Севастополь: деревянные кресты фашистам

pegi12.jpg