Средства индивидуальной мобильности (СИМ) — решение или проблема?

Несколько лет назад электросамокаты стремительно ворвались в жизнь крупных городов, дошла и очередь Кореновска. Купить это средство передвижения не каждому по карману, а воспользоваться прокатом — не так затратно. Спрос рождает предложение, и на улицах нашего города появились парковки с системой краткосрочной аренды электросамокатов через мобильное приложение (кикшеринг).
Поиск электросамоката осуществляется в мобильном приложении по карте. Человек видит ближайшие самокаты, их уровень заряда, номерной знак и стоимость минуты поездки. Активация электросамоката происходит путем сканирования QR-кода на руле в приложении или вводом номера самоката вручную. Это связывает устройство с аккаунтом пользователя и его банковской картой. По завершении поездки самокат припарковывают в разрешённой зоне и система автоматически списывает оплату.
Скажем, для продвинутых интернетпользователей ничего сложного, а напротив, все предельно прозрачно и удобно. Но так ли все просто на самом деле? И когда передвижение на электросамокатах бывает опасно?
Электросамокаты мчатся практически бесшумно по тротуарам и дорогам, потому их одинаково боятся и водители, и пешеходы. И этот страх обоснован.
Неоднократные краш-тесты показывают опасность электросамокатов для пешеходов. В телепрограмме «Главная дорога» каскадер совершил наезд на оснащенный датчиками манекен, имитировавший пешехода. Основной удар пришелся в пах и живот манекена. На живот пришелся удар, соответствующий удару боксера, а на ребра - сродни последствиям средней аварии «Формулы 1». Эти испытания напрочь опровергли мнения о том, что на электросамокатах можно ездить по городским тротуарам. Короткая база, высокий центр тяжести и маленькие колеса делают самокат очень неустойчивым. Один маленький камешек под колесами – и средство передвижения теряет управление и летит под проезжающие автомобили или на пешеходов. Наиболее безопасно ездить на электросамокатах медленно, со скоростью пешехода. Но человек покупает или берет в аренду электросамокат напротив, для того, чтобы передвигаться быстрее людского потока.
С каждым годом количество дорожно-транспортных происшествий с участием электросамокатов в России увеличивается: в 2019 году было зарегистрировано 142 ДТП, в 2023 году – 3100, в 2024 году — 4590! 215 из них произошли в Краснодарском крае, травмы получили 211 человек. Нередко пострадавшими в ДТП становятся дети.
С ростом этих цифр активно растет и количество возмущений общественности и дискуссий о том, что нужно принимать решения на законодательном уровне и вносить поправки в ПДД. С марта 2023 года российские законодатели внесли изменения в ПДД и признали электросамокаты транспортным средством.
Компании-прокатчики принимают меры для любителей быстрой езды снижая скорость электросамокатов, ведь с ветерком легко можно прокатиться и до больничной койки.
Законодатели установили ряд требований к электросамокатам: например, передвигаться по городу можно, не превышая скорость 25 км/ч, нельзя ездить на самокатах вдвоем, выезжать на автомагистрали. Во многих городах созданы «зоны без СИМ», например, в Сочи, Геленджике, Анапе, Славянске-на-Кубани запрещено ездить на электросамокатах по оживленным улицам, бульварам, парковым зонам.
Пять городов нашей страны ввели запрет на движение электросамокатов. Крайние меры приняты в Благовещенске, Елабуге, Набережных Челнах, Солнечнодольске и Изобильном.
В Кореновске запрещено движение СИМ по улице Красной от ул. Пурыхина до ул. Фрунзе, а также на территории городского парка культуры и отдыха.
По статистике маркетплейсов, за 4 месяца этого года было приобретено 180 000 электросамокатов. По приблизительным подсчетам, на руках россиян находятся около 2 000 000 СИМ, эта цифра в два раза превышает весь парк кикшеринга.
Начальник отдела Госавтоинспекции Отдела МВД России по Кореновскому району майор полиции Максим Суханов:
- Все большую популярность набирают средства индивидуальной мобильности (СИМ) такие, как сигвей (два колеса, для управления которыми используется руль), гироскутер (два колеса без руля, управление которыми происходит путём переноса массы тела), моноколёсо (одно колесо, управляемое переносом массы тела), найнбот (мини сигвей, ручка управления которым находится на уровне колен). Все они оснащены электрическими двигателями, датчиками равновесия, имеют различную мощность и позволяют быстро передвигаться. Судя по скоростному режиму, сигвеи, гироскутеры, моноколеса, найнботы вовсе не игрушки, при катании на них лучше использовать шлем, налокотники и наколенники – это защитит при возможном падении. Кроме того, важно помнить, что предназначены они исключительно для личного активного отдыха вне проезжей части дороги.
Данные средства передвижения не выделяют в отдельную категорию транспортных средств, однако существует ряд правил, которые необходимо соблюдать. Важно помнить, что человек, управляющий сигвеем, гироскутером и т.д., остается пешеходом. Он обязан соблюдать «Обязанности пешеходов». Поэтому выезд на проезжую часть дороги строго запрещен, а при переходе проезжей части по пешеходному переходу необходимо спешиваться, а дополнительное средство передвижения нести в руках или везти рядом с собой.
Получая удовольствия от катания на сигвее, гироскутере, моноколесе или найнботе, не забывайте о своей безопасности и будьте внимательны к окружающим.
В России для управления определенными видами электротранспорта, необходимо наличие специального права управления.
В последние годы количество таких средств передвижения в городе стремительно растет.
Для управления двух- или трехколесным транспортным средством с двигателем мощностью более 0,25 кВт и менее 4 кВт необходимо иметь водительское удостоверение категории «М». При езде в обязательном порядке необходимо находиться в застегнутом мотошлеме.
Постановка такого электротранспорта на регистрационный учет пока не предусмотрена.
Важно отметить, что такой электротранспорт может быть опасным, а именно развивать значительную скорость, что при ограниченной маневренности создает высокую вероятность потери управления. При этом, многие пользователи устройств, выезжая на проезжую часть, не используют защитную экипировку, чем подвергают опасности свою жизнь и окружающих.
Перед приобретением таких агрегатов необходимо изучить технические характеристики и не доверять управление детям, это может представлять для них смертельную опасность.
Каковы бы ни были наказания за езду без мотошлема и без прав, в любом случае это только деньги. Куда тяжелее последствия для здоровья, если ребенок попал в аварию. В первую очередь, именно об этом следует помнить родителям, приобретая детям опасные игрушки.
Правила дорожного движения для водителей велосипедов, скутеров, мопедов:
-Выезд на дороги общего пользования на велосипеде разрешается с 14-ти, на мопеде – с 16-ти лет, после обучения в автошколе, сдачи экзаменов и получения водительского удостоверения на категорию «М».
-При управлении мопедом (скутером) и мотоциклом необходимо иметь водительское удостоверение соответствующей категории.
-Все мотоциклы должны быть зарегистрированы в Госавтоинспекции.
-Шлем мотоциклиста должен быть не просто надет, а застегнут. Это относится и к пассажирам.
-Транспортные средства должны быть технически исправны. Это необходимо проверять перед каждым выездом.
-При управлении двухколесной мото- и велотехникой необходимо соблюдать очередность проезда транспорта на перекрестках, правила маневрирования и обгона, боковой интервал и дистанцию между транспортными средствами, пользоваться указателями поворотов. Если их нет, то уметь показывать направление движения рукой. Не превышать установленной скорости движения.
Евгения ГРОССУ
Лента новостей
-
Средства индивидуальной мобильности (СИМ) — решение или проблема?
-
Городки? Это Анатолий Иванович Катрич
-
Сотня побед тренера по боксу Радия Деткова
-
Спортивное имя Кореновского района: Виталий Петрович Злобин
-
Тренер по плаванию Ольга Юрасова: «Без спорта я не представляю свою жизнь»
-
9 августа - День физкультурника
-
Зима не за горами: в Кореновске идет подготовка к отопительному сезону
-
10 спортивных организаций Кубани получили новые автобусы
-
ООО «Золотой колос» информирует физических и юридических лиц, осуществляющих пчеловодство об обработке полей
-
Жительница Краснодара предстанет перед судом в Кореновске по делу о краже продуктов на 17 000 рублей