Skip to main content

Доброволец


 |  Школа юнкоров

Мой прапрадед, Шевель Николай Леонтьевич, родился в 1907 году в станице Дядьковской Кореновского района Краснодарского края.


До войны работал в колхозе "Большевик" станицы Кореновской агротехником. Николай Леонтьевич был очень трудолюбивым человеком. Знал плотницкое дело, мог настроить любой механизм, сапоги сшить. Работе агротехником он отдавался полностью – уходил до зари и возвращался затемно, усталый, озябший. Его дочь, моя прабабушка Дина, вспоминала, что всегда ждала его возвращения. Вскакивала с постели и бежала к нему на руки. А он всегда приносил для дочки «подарок» - краюху черного хлеба. Говорил, что встретил зайчика по дороге, он просил передать девочке Дине. И хлеб этот был очень вкусным, его бабушка запомнила на всю жизнь.

Когда началась война, Дине не было и пяти лет. Но она запомнила тот день. Потом вспоминала: «Мы с папой и мамой в воскресный день пошли в центр станицы Кореновской, на улицу Красную. Там было много веселых, нарядных людей. Вдруг люди бросились к громкоговорителю. Передавали что-то страшное – началась война…»

Николай Леонтьевич тут же отправился в военкомат и записался в добровольцы. А 23 августа 1941 года его призвали на фронт. Незадолго до этого решили сделать семейное фото на память. Редкое явление в те времена. Вот он, Николай, на фото. Рядом жена Александра Борисовна. А между ними маленькая дочь Диночка с букетиком цветов. Таким дочь и запомнила своего папу…
Как же трудно пришлось без него семье! Впрочем, как и семьям всех советских солдат. В августе 1942 года на Кубань вторглись фашисты. Это было страшное время. Прабабушка рассказывала, что оккупанты отбирали у людей продукты. Вешали и расстреливали тех, кого могли заподозрить в помощи Красной армии. Впервые здесь, на Кубани, фашисты применили газовые душегубки. Из воспоминаний Дины: «В хуторе Бабиче-Кореновском, где жили дед и бабушка, была вырыта фашистами яма, чтобы сбрасывать туда тела неугодных людей. Были помечены крестами хаты…» Но этим зверским замыслам не удалось сбыться. 3 февраля 1943 года в хутор вошли наши солдаты. Врагам осталось только отступать. Правда, уходя, сожгли много хат.

А прапрадед Николай тем временем служил под Москвой. Письма от него приходили из Ржева, Мурома и других городов. Принимал участие в битве под Москвой. Был ранен, лежал в госпитале. Но вернулся в строй и до конца войны сражался за родную землю.
На всех письмах-треугольниках с фронта он писал: "Наше дело правое - мы победим." Мы до сих пор храним эти пожелтевшие треугольники как бесценную семейную реликвию. В сентябре 1945 года ему дали отпуск на 10 дней. Казалось, все страшное позади. Жили надеждой. В последнем письме от 3 октября 1945 года Николай Леонтьевич сообщал, что есть уже приказ о демобилизации. А 16 октября 1945 года его не стало. Он умер при восстановлении разрушенных городов во Владимирской области.

 2

Прошло много лет. И однажды, когда прабабушке Дине было уже 74 года, пришло письмо из Владимира. Поисковый отряд «Амулет» нашел захоронение советских воинов. В том числе Шевель Николая Леонтьевича в поселке Муромцево. Прабабушке прислали книгу о павших и фото с могилы ее отца.

Конечно, она написала ответное письмо: «Знали бы Вы, с какой радостью и печалью приняла я Ваше сообщение о захоронении останков наших дорогих солдат. Значит, жива Россия, есть люди, которым небезразлична память о них, отдавших жизнь и здоровье за будущее поколение – за Отчизну».

И, шагая за высокой новью,
Помните о том, что всякий час
Вечно смотрят с верой и любовью
Вслед вам те, кто погибал за вас!

Иван СКРИПНИК,
юнкор, школа №17.

pegi12.jpg